В развивающемся обществе самой незащищенной частью населения являются люди пожилого и старшего возраста. Пандемия обнажила проблемы стариков, а в условиях мировой тенденции старения населения эти проблемы приобрели характер катастрофы. Они не только оторваны от социальной жизни, но и ограничены в доступе к услугам, подвергаются насилию, дискриминации, эйджизму.
Материальное состояние пожилых людей зависит от нескольких источников:
В условиях пандемии большинство источников перестали давать средства для обеспечения уровня жизни стариков. Около 80% населения этой возрастной группы даже в экономически развитых странах оказались за чертой бедности.
Экономический спад, обусловленный COVID-19, ограничил социальные выплаты, снизил уровень жизни, привел к повышению стоимости всех видов услуг, продуктов потребления, коммунальных платежей. Эйджизм привел к сокращению рабочих мест, которые были заняты пожилыми людьми, и росту уровня безработицы.
В группе риска оказались, прежде всего, женщины и инвалиды. Их в первую очередь сокращают при реорганизации. Размеры зарплат на тех работах, где заняты пенсионеры и пожилые люди предпенсионного возраста, не соответствуют прожиточному минимуму. Поэтому большинство услуг стали им недоступны, в том числе и медицинское обслуживание, уход на дому, помощь в обиходе.
Еще большим рискам подвергаются маргинальные личности, люди, живущие в крайней нищете, одинокие и бездомные. В их среде уровень смертности от ковида самый высокий, что обусловлено отсутствием правильного питания, множеством хронических патологий и отсутствием доступа к регулярной медицинской помощи.
Проводимые в государстве реформы в области медицины привели к сложностям в доступе к регулярным медицинским услугам. Высокий уровень заболеваемости ведет к недостатку койко-мест в стационарах, чрезмерной нагрузке на медперсонал. Удорожание фармацевтических средств, услуг узких специалистов, диагностических мероприятий приводит к несвоевременному выявлению заболевших и неадекватному их лечению.
Нацеленность медицины на борьбу с пандемией «отодвинуло» назад проблемы возрастных и хронических патологий, которыми страдает почти 100% пожилых людей. Без регулярного лечения, коррекции назначений, мониторинга состояния они не просто обостряются. Они приводят к осложнениям и смерти.
Сокращение количества амбулаторий в сельской местности, отсутствие специалистов приводит к недостаточному охвату сельского населения медицинской помощью. А так как значительную часть населения сел составляют старики, то риски для них выше в десятки раз.
Большинство пожилых людей нуждаются в социальной помощи. Из-за болезней, травм, возрастных нарушений они не могут себя обслуживать – готовить, убирать, ходить за покупками. Из-за недостатка финансирования социальных работников стало меньше, и они не могут оказывать помощь в том объеме и на том уровне, который требуется пожилым людям.
Рынок платных услуг доступен только людям с высоким уровнем дохода. Специализированная социально-медицинская помощь государственных домов престарелых недоступна вследствие отсутствия свободных мест, низкого качества услуг из-за скудного финансирования.
А в частных заведениях стоимость проживания недоступна большинству нуждающихся в уходе и помощи. Дорого стоят и услуги сиделки. Поэтому все бремя тягот ложится на плечи близких. Необходимо изыскать средства, чтобы оказать помощь, поддержку малоимущим старикам и гериатрическим учреждениям.
В правовом поле отсутствуют или не работают законы, ориентированные на защиту пожилых людей от:
Психологически, физически, экономически уязвимые пожилые люди становятся заложниками пандемии и не могут получить правовой защиты.
ООН и всемирные гуманитарные организации задействуют меры оказания помощи людям в условиях экономического и социального кризиса, обусловленного пандемией. Их помощь может оказаться необходимой для населения развивающихся стран. Решение об оказании всемерной помощи пожилым людям также должно реализовываться на местах – государством, правительством, местным самоуправлением.
Кроме того:
Законы должны гарантировать соблюдение прав и свобод пожилых.
Большинство результатов мониторинга рисков, обусловленных COVID-19, состояния заболеваемости, смертности не соответствуют реальному положению. Группа пожилых людей рассматривается как единое целое. Но с возрастом риски и незащищенность возрастают. Очевидны, например, различия в группе 50 и 70-80 лет. Поэтому целесообразно выделить более мелкие возрастные группы, чтобы полностью отразить их индивидуальные возрастные потребности, возможности.
Необходимо учитывать мнение, отзывы, предложения стариков. Как правило, их мнение не учитывается в создании законов, постановлений, правовых актов. Нужно инициировать программы обмена передовым опытом, предложениями и рекомендациями. В структуру критериев выбора данных нужно включить не только возраст, но и другие параметры:
Не все старики немощные и беспомощные. Значительная часть имеет богатый опыт, желает участвовать в социальной и политической жизни общества. Это необходимо использовать при разработке методов социальной и правовой защиты этой части населения.
Проблемы пожилых людей существовали и до COVID-19. Пандемия сделала их более «видимыми», острыми. В условиях преодоления пандемии и дальнейшей борьбы с последствиями необходимо разработать и внедрить меры обеспечения достойного уровня жизни, финансовой поддержки, охвата медицинской и социальной помощью всех пожилых людей.
Национальные стратегии и программы должны учитывать потребности, права и возможности этой огромной части населения. При восстановлении экономики, подорванной пандемией, необходимо задействовать трудоспособную часть пенсионеров, чтобы повысить их благосостояние и устранить нехватку квалифицированных, стажированных работников.
Старение населения продолжается, игнорирование проблем большей части населения развитых и развивающихся стран приведет к фатальным последствиям.